Водителей будут лишать прав за перевозку грузов без накладной
Законопроект об автомобильных перевозках, размещенный на сайте Минтранса, предполагает значительное увеличение штрафов в сфере грузовых перевозок. Теперь перевозка грузов без соответствующих сопроводительных документов обернется штрафами и для водителей, и для грузовой компании. Для водителей они составят до 1,5 тыс. рублей против нынешних 100 рублей, для должностных лиц - до 20 тыс., для транспортных компаний - до 250 тыс. рублей.
По новому законопроекту перевозка груза без таких документов, как транспортная накладная, заказ-наряд, грузовая транспортная накладная и наряд, будет караться обновленными штрафами. Также штрафы предусмотрены для "перевозки груза транспортом общего пользования" без документа о том, что организация включена в "перечень организаций грузового автомобильного транспорта общего пользования". Водителей, которые не имеют "свидетельств профессиональной компетенции" для перевозки грузов, согласно законопроекту, смогут оштрафовать на сумму до 2,5 тыс. рублей и лишить прав на шесть месяцев.
Проект Минтранса вводит в законодательство ряд понятий в области автомобильных перевозок, например "перевозка для собственных нужд" и "централизованные перевозки грузов". Составители законопроекта подчеркивают, что назрела необходимость объединить нормативную базу, касающуюся автомобильных перевозок.
"В настоящее время отношения, возникающие при осуществлении автотранспортной деятельности, попадают в сферу регулирования большого количества законодательных актов и международных соглашений, как непосредственно связанных с автомобильным транспортом, так и не имеющих к нему прямого отношения", - отмечают составители закона.
Примечательно, что первым с инициативой ужесточения наказания за перевозки грузов без документов выступил Госнаркоконтроль. Летом прошлого года глава ведомства Виктор Иванов предположил, что такой шаг поможет в борьбе с наркотрафиком, так как сейчас запрещенные средства зачастую перевозят вместе с легальными грузами. Анализ уголовных дел по пресечению порядка 10 тыс. оптовых поставок наркотиков на автомобильном транспорте убедительно показывает, что практически все перевозки осуществлялись без надлежащих грузосопроводительных документов, заявлял тогда Иванов.
В проекте Минтранса подчеркивается, что в 2012 году объем автоперевозок грузов составил 55% от общего объема грузоперевозок всеми видами транспорта (кроме трубопроводного) и не превысил 580 млн т. При этом государство не имеет должного контроля над этими потоками. С 2000 года статистическое наблюдение за работой грузового автомобильного транспорта общего пользования не осуществляется, но, по экспертной оценке, к 2005 году число таких транспортных средств снизилось до 40 тыс. штук.
Тенденцию удалось переломить после принятия в 2011 году Правил перевозок грузов автомобильным транспортом. Перевозки стали вести на основании публичного договора, подтверждаемого составлением транспортной накладной, - в результате в 2012 году численность грузового автомобильного транспорта общего пользования возросла и составляет, по экспертной оценке, около 120 тыс. машин.
Сейчас Минтранс вводит в законодательство понятие "перечень организаций грузового автомобильного транспорта общего пользования". Таким образом,
по новым нормам любая организация, которая возит грузы машинами, обязана отправить в территориальное отделение Ространснадзора заявление на включение в этот перечень.
Перевозчик подает сведения о себе, при этом от него не могут требовать для включения в перечень "разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления". Кроме того, само заявление может быть подано в электронном виде. Это будет один из методов, с помощью которых контроль над количеством перевозчиков предполагается восстановить.
- Принятие законопроекта позволит устранить диспропорции в развитии транспорта общего пользования РФ и вовлечь в хозяйственный оборот к 2015 году не менее 500 тыс. транспортных средств, что обеспечит поступление в бюджетную систему всех уровней дополнительно не менее 75-100 млрд рублей. Этот объем ежегодных средств будет формироваться за счет НДС, который для транспортных договоров составляет 5%, указывается в материалах Минтранса.
Представитель Минтранса не стал комментировать законопроект. Президент Российской транспортной экспедиционной ассоциации Борис Винокуров отмечает, что
законопроект Минтранса - не единственный.
- Мы несколько лет говорили о том, что в других странах существует единый закон, который регламентирует автотранспортные перевозки, и в нашей стране он тоже должен быть, - отмечает эксперт.
По его словам, несколько депутатов Госдумы разработали альтернативный текст документа, но он пока не был внесен в Госдуму. Борис Винокуров отмечает, что сейчас в целом в сфере грузовых перевозок автомобильным транспортом практически царит хаос.
- Если вы нанимаете человека, например, перевезти ваши вещи и он их портит, то никто ни за что не отвечает, потому что, как правило, никакие документы не оформляются. И если такого водителя останавливает ГИБДД, они также не могут ему ничего предъявить, - отмечает эксперт.