Дальнобойщики не хотят покидать МКАД
С 1 марта грузовикам-дальнобойщикам въезд на МКАД днем заказан. 20 дней, конечно, не срок, но уже можно сделать первые приблизительные прикидки: стало ли на дорогах жить легче и веселей? Чтобы это узнать, корреспонденты «МК» отправились за МКАД на встречу с невъездными дальнобойщиками. Выяснился ряд вещей: как вполне предсказуемых (например, о нехватке стоянок для фур), так и неожиданных. Так, штрафы в 5000 рублей водителей особо не пугают. Во время вынужденного простоя они теряют сопоставимые суммы.
Груз-тоска меня съедают
Наш путь лежит по знаменитой трассе Е95 за 100 км от МКАД, туда, где водители-дальнобойщики пережидают день, чтобы затем устремиться по своим дальнобойным делам. Ну, по Ленинградке все ездили, поэтому в излишних описаниях она не нуждается. Красота. Особенно вблизи Химок. Едем (тащимся) в плотном потоке легковушек, фур и автобусов. И я вдруг соображаю, что фуры идут и нам навстречу, хотя по всем видам должны прятаться по обочинам и специальным стоянкам. И пропусков на лобовых стеклах я что-то не замечаю. Впрочем, часть из них все же покорно стоит, прижавшись к обочине. Стоит отметить, что уже появились объявления: «Продам участок под стоянку для фур. (Солнечногорск)». Интересных объявлений на щитах вообще много. Например, такое: «Скрутим пробег». Единственное, которого мы не заметили на протяжении нашего стокилометрового пути, — «Стоянка для фур». Видимо, его все еще пишут.
Вот и цель пути. Городок Спас-Заулок. Именно здесь расположена одна из самых больших на этом направлении стоянок для фур. Найти ее легко (если следовать из Москвы): указатель «Спас-Заулок», светофор (он там единственный), поворот налево. Огороженная площадка, а на ней — пара десятков грузовиков-дальнобоев. На площадке еще есть шиномонтаж, автомагазин. Кафе находится уже за ее пределами. По случаю дневного времени забита стоянка должна быть под завязку. Но нет. Видимо, рисковые российские мужики-дальнобои штрафов не боятся, а пускают квитанции на самокрутки.
В кабине одной из фур полдничают водители. Пообщаться они всегда готовы. Тем более выразить словами то, что думают о новых правилах и о жизни. Мои собеседники — Андрей и Николай. Один водитель-стажер, другой — дальнобойщик с громадным опытом. Андрей работает водителем на «межгороде» с 1990 года. Говорит, что видал все. Сам из Москвы, но пресытился столичной сутолокой и перебрался сюда, в Спас-Заулок.
«Сейчас в дальнобоях неинтересно! — рассуждает Андрей. — Вот когда я начинал, тогда другое дело. При СССР мы нормально зарабатывали. Кураж был. А сейчас... Вот послушай. Тогда я за 3—4 дня мог поднять 5 своих окладов. Да еще столько же по пути приворовать. А теперь вот вожу я пиво из Клина в Москву. Одна ездка — 12 тысяч. В месяц ездок бывало по 25. Так вроде посчитаешь — много выходит. Но я с напарником работаю. Его ремонт, моя солярка. Остается, скажем, 8 тысяч за рейс. Тоже неплохо. Но вот одно колесо мое стоит 15 тысяч. А их у меня 6, да еще 6 в прицепе…
Теперь так. Вот когда снегопад был, ругали дальнобоев: дескать, не готовы, виноваты в пробках на федеральных трассах тоже они. А что значит «готовы»? У нас зимней резины не бывает, ездим круглый год на обычной. А трассу чистят, только когда что-то случится. Теперь вот в Москву днем не въехать. Сколько на моей памяти запретов этих было! Помнишь, когда дальше кольца МЖД ездить запретили? И что, помогло? Вот ты говоришь, что едут днем, невзирая на штраф. А так подумаешь: либо день простоя, либо штраф заплатить. День простоя по-любому тысяч в пять для частника-дальнобоя выходит. Тут покумекаешь-покумекаешь — да и плюнешь.
Или вот ночью въехал ты на МКАД. А для нас все одно одна полоса. Опять пробка. Но я больше скажу. Для транзитников правильно сделали ограничения. Но вы и объезд нормальный сделайте! А нет его. Вот здесь, на стоянке, если подробно говорить, тоже ничего нет. Ни душа, ни еще чего. Туалет есть — 10 рублей, но в кафе. Там, кстати, в кафе этом, и «ценник» не очень для нас подъемный. Дороговато. Да мне еще и невкусно. Ты пойми, мы не беспредельщики. Нужны правила. Но только чтобы этим правилам следовать можно было».
Нерадужно настроены и другие водилы с этой стоянки. Она, кстати, существует уже 10 лет. Никто ее к новому запрету специально не подготавливал. По ночам стоянка (как и большинство других) платная, днем — нет. Все опрошенные нами водители говорили: въезжать запретили, а пробки остались. Проблема, по их мнению, все же в легковушках.
Захожу в кафе. Чистенько, но пустовато. Заглядываю в дорогой, по мнению водителей, ценник. Солянка — 73 рубля, лапша — 42, бифштекс — 33,60. На самом деле не так уж и дорого.
На обратном пути обращаю внимание на то, что претензии дальнобоев к водителям легковушек, безусловно, возникли не на пустом месте. За 100 километров наблюдал раз пять, как легковушки только чудом не «въезжали» в ДТП с жертвами.
Чем ближе к Москве, тем больше фур ждет вечера по обочинам. Подхожу к одному из многоосных «Мерседесов». Водитель спросонья трет глаза. Отвечает на мои расспросы с заметным акцентом. Оказывается, он из Латвии. Ему запрет тоже радости не принес: «У меня сейчас разгрузка на Кирпичной улице. Не первый раз туда приезжаю. Но разгрузят только к утру. Опять стой. Теряю два дня. За это время я и домой бы доехать успел. Плохо! А как там хозяин теряет на простое, не знаю». Понятное настроение?..
«Не станет фур — загнется Москва»
Руководитель межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко любезно согласился прокомментировать первые шаги нового запрета.
«В том объеме, в каком это заявлялось: «щастье для всех и сразу», — естественно, меры не сработали. И не могли сработать. Как мы и прогнозировали, загрузка МКАД снизилась несущественно, на дорогах области, в первую очередь «бетонках» А107 и А108, нагрузка заметно возросла. Стояночных мест для грузового транспорта не просто не хватает — катастрофически не хватает, в разы... В этом — главная претензия автоперевозчиков. И эту претензию они высказывают преимущественно матом. Всё остальное, с нашей точки зрения, — проблемы грузоотправителей и грузополучателей, не желающих или не имеющих возможности переориентироваться на ночной режим погрузки/выгрузки.
Надо трезво отдавать себе отчет:
«транзитников» на МКАДе гораздо меньше, чем об этом говорили.
Все остальные фуры, в том числе с номерами «чужих» регионов, обеспечивают жизнедеятельность мегаполиса и области. Фуры, так нелюбимые московскими «легковушечниками», исчезнут со МКАДа только тогда, когда Москва перестанет потреблять все то, что везут в Москву на фурах. Не станет фур — загнется Москва. Это — данность, с которой спорить бесполезно.
Единственное, что хоть как-то успокаивает, — это то, что процесс «освобождения МКАДа» происходит в спокойном вялотекущем режиме. Ну так мы об этом и говорили: перелицовка транспортно-логистических схем и маршрутов не может проходить по щелчку пальцами. Это длительный процесс — растянется на месяцы, и в лучшем случае заметные изменения будут происходить к лету-осени. С серьезной корректировкой на дачников, забивающих все въезды-выезды столичных магистралей. Поэтому стоит ориентироваться на зиму...»
Это, конечно, субъективное мнение. Другая сторона — городские власти — настроена более оптимистично.
«С начала вступления в силу 1 марта 2013 г. постановления о запрете в дневное время движения крупнотоннажных транзитных грузовиков на МКАД Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы постоянно проводит анализ транспортной ситуации, — говорится в официальном сообщении ведомства. — Запрет проезда грузовиков по МКАД с 6.00 до 22.00 привел к снижению интенсивности движения больших грузовиков в дневное время в среднем на 20%. В ночные часы наблюдается обратная ситуация — происходит увеличение доли грузовых ТС, что говорит о более эффективном использовании городской транспортной инфраструктуры.
Сравнивая скоростные показатели МКАД последней недели февраля и первой недели марта, следует отметить, что после введения ограничения практически все показатели эффективности движения на МКАД имеют положительную динамику.
УГИБДД по г. Москве осуществляет постоянный контроль проезда крупнотоннажного транспорта по МКАД, количество задействованных сотрудников увеличено».
Независимые эксперты оценивают ситуацию более взвешенно. По данным аналитического центра «Яндекс.Пробки», подготовленным по просьбе «МК»,
с 1 марта ситуация на МКАД немного улучшилась в середине дня, но практически не изменилась в часы пик.
Ситуацию в будние дни в целом не осложняли осадки или крупные аварии (такие, как перевернувшийся бензовоз 6 марта). «В эти дни движение на МКАД между утренним и вечерним часами пик было свободным, загруженность опускалась до 1 балла и ниже, крупных пробок в середине дня не наблюдалось, — утверждают аналитики. — По утрам и вечерам практически во все мартовские будние дни движение по МКАД было сложным. Пробки могли растягиваться до 30 км в длину, что давно уже стало обычным явлением для МКАД. Чаще всего крупные пробки фиксируются на востоке и юге.
Ночью, если нет каких-то крупных аварий или ремонтных работ, движение по МКАД как в феврале, так и в марте свободно.
Что касается подъездов к МКАД со стороны области, тут каких-либо заметных изменений зафиксировано не было.
На ситуацию на МКАД в марте, как и в феврале, по-прежнему сильно влияют осадки. В снежные часы уровень загруженности МКАД, как и всего города, может увеличиваться на 1—3 балла — с фурами или без. Если движение осложняет снег, МКАД, как и радиальные магистрали, перестают нормально справляться с потоком автомобилей, даже если поток не очень велик».
Как видите, ситуация не торопится становиться прекрасной. Остается ждать. Столичные власти настроены серьезно и уступать под напором дальнобойщиков не хотят. С 1 мая 2013 года запрет на передвижение по МКАД в дневное время будет распространяться на все грузовые транспортные средства разрешенной максимальной массой более 12 тонн (сейчас он касается только транзитников). С 1 мая по 1 октября по пятницам, субботам, воскресеньям, накануне нерабочих праздничных дней и по нерабочим праздничным дням, срок действия ограничения увеличивается на два часа, с 6.00 до 24.00.
Оправданны ли эти меры — будет видно очень хорошо. Любому, кто сможет проехать по МКАД без задержек в любое время суток.